Меню сайта
Форма входа
Поиск
Облако тегов
Интересное в сети
  • www.welove-music.net
    Music of the World! Большая коллекция музыки разных народов мира.
  • http://rakkas.kroogi.com/
    Страничка моего творчества на проекте для музыкантов "Круги"

Интервью с Насером Кемиром

Почему этот фильм?

Я бы объяснил это с помощью аллегории: если вы идете рядом с вашим отцом, и он вдруг падает лицом в грязь, что бы вы сделали? Вы бы помогли ему встать, и вытерли бы лицо своей рубашкой. Лицо моего отца в данном случае символизирует ислам, и я попытался вытереть лицо ислама с помощью своего фильма, показывая открытость, толерантность и дружественность Исламской культуры, полной любви и мудрости. . . Ислам, который отличается от изображенного в средствах массовой информации после 9 / 11.

Фундаментализм, а также радикализм, это кривое зеркало ислама. Этот фильм - скромные усилия вернуть обратно реальный образ ислама. Ни одна другая миссия не казалась мне такой срочной, как эта: вернуть "лицо" сотням миллионов мусульман, которые довольно часто, если не всегда, являются первыми жертвами терроризма, вызванного некоторыми фундаменталистами. И хотя этот фильм основан на радостной и дарящей любовь суфийской традиции, это также очень политический фильм, так и было задумано. Это долг - показать миру еще один аспект ислама, в противном случае, каждый из нас будет задушен собственным невежеством.

Это страх душит людей, а не реальность. Уже больше миллиарда мусульман в современном мире, это одна шестая часть жителей Земли. Попытаться узнать своего соседа получше - это форма гостеприимства. Гостеприимство это не только предоставлять людям жилье и кормить их, гостеприимство еще заключается в том, чтобы выслушать и попытаться понять. Вы не можете просто впустить кого-то к себе в дом, только кормить его, а в остальном игнорировать! На мой взгляд, это фильм, который заставляет людей прислушиваться друг к другу и, возможно, по-настоящему собраться вместе. Просмотр этого фильма - способ проявления гостеприимства по отношению к "другому".

Почему вы выбрали дополнительное название "Принц, который созерцал свою душу"? Это образ Нарцисса?

Это правда, что Принц наклоняется над водой, но он не видит свое лицо, как это делал Нарцисс, потому что тот, кто видит лишь свое отражение в воде не способен любить. Принц созерцает то, что невидимо, свою душу. Мы все похожи на айсберги, только одна десятая часть нас видна, а остальное лежит на дне моря.

Идея "Принца" пришла ко мне из красивейшей гравюры, которая была написана в Иране в 12 веке. Она показывает принца, склонившегося над водой, и надпись "принц, созерцающий свою душу". Это изображение настолько поразило меня, что для меня показалось очевидным, что фильм должен быть снят в Иране... фильм, связанный с художником 12 века! Я не знаю, было ли это просто совпадение (или что-то еще?), но мы снимали часть фильма в городе Кашан, где эта гравюра была создана!

Теперь, что касается структуры этого фильма, я думаю, что он помогает зрителю забыть о своем эго и отложить его в сторону, чтобы стать открытым для реальности мира. Он заимствует структуру историй, обычно рассказываемых дервишами, и структуру их кружащихся танцев. Персонажи другие, но тема остается той же: любовь в различных формах. Как сказал известный суфий Ибн Араби: "Мое сердце может быть пастбищем для оленей и монастырем для монахов, храмом для идолов и Каабой для паломников. Это и скрижали Торы и Корана. Оно исповедует религию Любви везде, где идут его караваны. Любовь - мой закон. Любовь - моя вера".

Что такое суфизм?

Нельзя судить об исламе по фундаментализму и фанатизму, так же, как нельзя судить по инквизиции об учении Иисуса. В настоящее время можно почувствовать растерянность и смущение перед этой нарастающей волной сопротивления и ненависти к исламу. Суфизм выступает против всех форм фанатизма. Суфизм является мистической частью ислама, это нежность ислама. Но для того, чтобы дать более четкое определение, позвольте мне использовать одно суфийское высказывание: "Есть много способов проявления Бога, столько, сколько число человеческих существ на Земле". Эта цитата представляет видения суфизма.

Можно также сказать, что суфизм является пульсирующим сердцем ислама, эзотерическим аспектом послания ислама. Абу Хасан Аль-Нури, великий суфий, как-то сказал: "Суфизм является отказом от всех эгоистических удовольствий", потому что истинная Любовь не может быть эгоистичной. Он также сказал, что "истинный суфий не имеет имущества, и ничем не обладает". Любовь имеет много форм в этом фильме. Например Иштар, маленькая девочка, которая родилась из песка, как арабский язык, напоминает букву "Вау", что по-арабски означает "и". Суфии называют это буквой любви, потому что без нее ничего нельзя собрать вместе. Мы говорим: "Море и небо", "Мужчина и женщина". "Вау" является местом встречи, таким образом, это место любви. Кроме того, это буква путешественник, потому что она собирает вещи и существа.

Что такое дервиш?

Слово "дервиш" означает "суфий" на персидском. Но со временем это слово стало использоваться для обозначения тех, кто выбрал бедность и скитания. Они оставляют мир и пускаются на поиски нищеты и любви. Есть много типов дервишей. Я не хочу ссылаться на различные братства, но я хотел бы дать представление о том, что кажется живым в Исламско-арабской культуре: это вечные поиски абсолюта и бесконечности. На протяжении всей истории, были цари, которые стали дервишами, как этот принц, известный в Афганистане. Как сказал Джебран, автор Пророка: "Принц всех князей тот, кто находит свой трон в сердце дервишей". Дервиши идут еще дальше. Один из них как-то сказал: "Я больше не посещаю мечеть или храм, я слуга любви, я влюблен в Твою красоту". Нельзя понять эстетику исламской культуры без изучения суфийских текстов. Дервиши повторяют следующую цитату из пророка Мухаммеда, как девиз: "Бог есть красота, и Он любит красоту." А вот что дервиши поют, чтобы выразить свое состояние любви:

Бабочка бросается в горящий огонь
Если вы хотите любить, то вам нужно много мужества
На каждом шагу сердце движется до предела,
На каждом дыхание оно проверяется,
Если вы хотите любить, то вам нужно много мужества.

Своими действиями, дервиши освобождают Ислам от некоторых догматических толкований, как тот рыжий дервиш в фильме, который сметает пыль с минарета своей метлой. В другой сцене он находится в мечети наполовину похороненной в песке, и он пытается вызволить ее из этой гробницы, выгребая оттуда песок простой корзиной.

Что пустыня означает для вас?

Есть туарегская пословица, которая гласит: "Есть земли, которые полны воды для благополучия тела, и участки, которые полны песка для благополучия души". Пустыня - это литературное поле и поле абстракции в то же время. Это одно из редких мест, где бесконечно малое, такое как песчинка, и бесконечно большое, такое как километры песка, встречаются вместе. Это также место, где можно почувствовать истинный смысл Вселенной и ее масштабов. Пустыня также напоминает арабский язык, который несет память о своем происхождении. В каждом арабском слове частицы струящегося песка. Пустыня также является одним из основных источников поэзии любви в арабском языке. Во всех моих трех фильмов, которые составляют трилогию, пустыня является символом в самой себе.

Этот фильм снимался в иранской центральной пустыне, недалеко от Аннарака, и в тунисской пустыне, в Татавине. Пустыня диктовала нам свои условия. Температура иногда достигала 50 С! Мы использовали для укрытия старый свинцовый рудник, в котором мы расположились около 4 часов утра. Работали мы где-то до 9:30-10:00 часов утра, после чего песок становился слишком горячим, а свет слишком ярким, как белый экран, уничтожая все детали, не говоря уже о гостеприимстве скорпионов! Мы привыкли проводить весь день в лагере, и возобновлять работу на закате. Сцены снимались только один раз, потому что было уже невозможно восстановить девственность песка после того, как актеры наступали на него. Когда мы не были удовлетворены сценой, мы должны были искать другое место для ее съемки. Я не буду останавливаться на проблемах, с которыми мы сталкивались в течение съемок, которые проходили на очень больших расстояниях, в Иране, а также в Тунисе: Кашан, Йезд, Керман, пустыне Аннарак и, конечно, античный город Бам, где была снята сцена встречи дервишей. Землетрясение разрушило этот город несколько месяцев спустя. В Тунисе, мы снимали в Корбе, в Валад Султане и Татавине.

В той же последовательности, вы можете увидеть как персонаж идет по дворцу в Тунисе, глядя из окна на пейзаж в Иране. Эти приемы не являются необычными и говорят о плюралистическом аспекте фильма, который продюсировался французской, иранской и тунисской компаними. Но эти аспекты рассказывают о фильме лучше, чем тысячи речей, или нужно сказать, что они определяют его территории: Баба Азиз бродит по арабо-исламскому миру. И именно в этом меняющемся мире (перемещение, как пустыня, всегда вроде бы одинаковая, но на самом деле всегда разная), который простирается между окном тунисского дворца и иранским пейзажем. Этот мир настоящая аллегория, если взять за идею, что кино это пространственно-временной континуум, находящийся между точкой, где мы стоим, и точкой, куда мы смотрим. Зная, что этот пространственно-временной континуум часто называется "точкой зрения", мы можем также сказать, что это кино о кино.

А как насчет музыки?

В арабской культуре, стихотворение имеет свою причину существования. Песни и музыка создают неопределенность между присутствием и отсутствием, видимым и невидимым, реальностью и тайной. Мистический голос проходит через популярные и научные традиции арабской, персидской и турецкой культур. "Барака", благословение, вытекает из этого голоса и окутывает, пронизывает людей, места и объекты. Вокальная музыка часто сопровождается танцами, как и в выступлениях дервишей, которые танцуют с одной стороны, направленные к небу, чтобы получить божественное благословение, и с другой стороны, направленные к земле, чтобы передать это благословение для аудитории.

Эти священные и популярные виды музыки передают чрезвычайную жизнеспособность и радость от Азии до Африки, от арабского до персидского мира. Они гарантируют сплоченность, которая утверждает свое единство и свое стремление к жизни. Это образ души, что поклоняется Богу, разному и уникальному в своих формах: Любовь, огонь любви. Это празднование радости жизни, в оппозиции к фундаменталистскому желанию смерти.

Встреча с композитором Арманом Амаром была очень обогащающей, и он вдохнул новую жизнь в кино. Были разные отрывки живой музыки, исполняемой суфийскими мастерами, и Арманд работал над тем, чтобы собрать все это вместе. С ним мы возродили очень старые Андалузские братства! Другие братства воссоединились в иранских, иракских, тунисских, курдский, и алжирских актерах. Парвиз Шахинкоу, несмотря на его восемьдесят шесть лет, был самым восторженным из нас. Мириам Хамид, иранско-арабского происхождения, которая играла Иштар, была посредником между одним языком и другим и постоянно удивляла нас своей любознательностью и искусностью своей игры.

Что вы думаете о Востоке и Западе?

Можно на примере сада объяснить разницу между Востоком и Западом. Западный сад, видимый и находится вокруг дома, а Восточной сад, невидимый, и находится в центре дома. Будь то в Каире, Гренаде, Марракеше или Тунисе, в этих местах всегда преобладает исламская концепция садов. Сад может быть скрыт, потому что это место для созерцания и медитации, где ум исчезает. Целью классического западного сада, как например сад Людовика XIV или сад семьи Медичи, является попытка доминировать над окружающим миром. Это сад Мастерства. В отличие от классического западного сада или японского сада пейзажа, который способствует релаксации мысли, восточный невидимый сад стимулирует созерцание внутренней души. Но все сады делятся на несколько больших традиций и культур, и все необходимы для обогащения мира.


Автор перевода
Ваш покорный слуга